Компания КДО АВИА ТУР - Турфирма Нижнего Новгорода

Арабика

Был в четырёх Арабских эмиратах и Омане. Купался каждый день в Персидском заливе и один день в Индийском океане. Проехал там 1000 км. Вернулся со всеми 4 конечностями в рабочем состоянии. Когда меня спрашивают, как я съездил в Эмираты, я однозначно отвечаю: "Отлично. Я всем доволен". И это в значительной степени благодаря отелю «Верона». Наилучшее впечатление сформировали русскоязычный сотрудник Ислам на reception и Ирина - организатор экскурсий. Оба очень внимательны, оперативны, честны. Номер просторный, есть всё, что нужно. Ресторан обильный, всё вкусно, ассортимент богатейший. Пляж, хоть он и в соседнем эмирате Аджман, всего в 8 минутах хода, достаточно чистый, с удобным входом в море. Я брал две экскурсии - на пустынное сафари и к Индийскому океану в Оман (Мусандам). Третью экскурсию Ирина подарила в виде поощрения - это на экскурсионный автобус, который нарезает три круга по наиболее интересным местам Шарджи. Все три экскурсии информативны, чётко организованы. Рекомендую «Верону»!

Подробности

В качестве введения

В 2014 году я побывал в Индии. Само собой, это была чрезвычайно интересная, насыщенная информацией поездка. Но полного удовлетворения не было по причине, которая у читателя может вызвать только улыбку: её порядковый номер был 29-й, то есть Индия была 29-й страной, которую я посетил. До круглого счёта не хватало. Но тут рухнул рубль. По новому курсу поездки подорожали вдвое. А скромная пенсия не подросла вдвое. Так что с этой неудовлетворенностью я жил три года, пока обстоятельства не сложились, можно считать, в мою пользу. Какие цели я ставлю перед собой, выбирая маршрут?

1) Чтобы была возможность поплавать в тёплом море.

2) Чтобы было что посмотреть.

В стоимости поездки могут быть колебания. Вот в начале марта недорогая поездка, удовлетворяющая моим интересам, нарисовалась в направлении земли шейхов – ОАЭ, не самом пока популярном.

 

Итак, как было дело.

В четверг 9 марта трансфером из Нижнего на микроавтобусе в 3:30 прибыл в Домодедово. Вылет из Москвы в 9:20, прибытие в аэропорт Дубая в 15:26 по местному времени (оно на час больше московского). За пять часов полёта счастливчики, оказавшиеся около иллюминаторов, насладились видами моря, заснеженных гор, больших городов и, наконец, выжженной пустыни.

Пока собирали прилетевших «моим» рейсом, стало почти 5 часов дня – время окончания работы и массового перемещения. В пятницу здесь  выходной день. Поэтому по 6-полосному хайвею ехали 50 километров до «Вероны» почти 4 часа.

Забегая вперёд, следует сказать, что дороги в эмиратах – одно из многих (!) их чудес. Идеально гладкие, с разделительным барьером, чёткой разметкой, понятными в необходимом количестве указателями, шириной от двух до восьми  полос, с причудливыми услужливыми развязками, тоннелями и виадуками. В тёмное время все дороги, в том числе загородные, ярко освещены. В разработке технологии и состава покрытия этих дорог, выдерживающего летнюю 50-градусную жару,  участвовали японцы.

Вид из иллюминатора

Сначала пески пустыни, потом отдельные «высотки» в 30-40 этажей, затем сквозь дымку просматриваются легендарные небоскрёбы ситицентра. Начинаются жилые и офисные кварталы Дубая. Временами дорога идёт между стенами домов неповторимой архитектуры, так что рамки окна автобуса не позволяют увидеть их крыши. Кварталы построек перемежаются зелёными островами с газонами, цветниками, кронированными кустарниками и пальмами. На просторных площадках между домами – тысячи дорогих красивых авто.

Дорога из аэропорта 

Постройки Дубая без видимой границы сменяются кварталами соседнего эмирата – Шарджи. Нам предстоит пересечь его весь целиком, ибо отель «Верона» находится на границе следующего эмирата – Аджмана. Наконец, уже в сумерках автобус делает крутой поворот с оживлённой магистрали на тихую улицу, и мы у входа в «Верону».

Уютный просторный входной холл с мягкими диванами. Справа – стол-барьер reception, за которым вежливо и оперативно принимает приехавших неожиданно хорошо говорящий по-русски Ислам. Регистрация занимает считанные минуты, и вот у меня в руках ключ от номера 804. Мой рюкзак подхватывает служащий и ведёт – куда  мне придётся много раз проходить за предстоящие шесть дней – это налево от входного корпуса, мимо ресторана, ещё сияющего большими окнами, третий по порядку двухэтажный небольшой блок. Проверка и освоение нового жилища, решение небольших бытовых проблем и – это мой давний принцип – разведка пути к морю. В полной темноте, когда русскоязычного населения на улицах практически нет, это не совсем лёгкая задача. Но вот и пляж, и с грохотом набегающие на берег морские волны.

Здравствуй, Персидский залив!

Окрестности «Вероны»

Пришло время экскурса в географию.

Объединенные Арабские Эмираты – федеративное  государство на Ближнем Востоке, состоящее из семи эмиратов: Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Аджман, Рас-эль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн и Фуджейра.

Государство расположено в юго-западной части Азии, в юго-восточной части Аравийского полуострова. Граничит с Саудовской Аравией на западе и юге, с Оманом — на юго-востоке и на северо-востоке (оманский полуанклав Мусандам). Омывается водами Персидского и Оманского заливов Аравийского моря, являющегося частью Индийского океана. Для понимания дальнейших приключений поясню, что Шарджа находится на берегу Персидского залива, а Фуджейра – на берегу Оманского, практически близко к Индийскому океану, поэтому температура воды здесь на 1 – 2 градуса выше, чем в Шардже.

И наступил день второй. Следующим днём пребывания в Шардже была пятница. С утра с вновь прибывшими встретилась отельный гид Елена, у которой я приобрёл экскурсию в Дубай. Ирина, организующая экскурсии в «Вероне» по более низкой цене, в этот день не работала, поэтому, проведя утро в знакомстве с окрестностями отеля и пляжем (с купанием, конечно), в 10:30 воспользовался бесплатным автобусом в торговый центр Outlet Mall в Дубае. Честно говоря, покупать я ничего не планировал,  привлекала возможность начать знакомство с городом. Здесь меня ждало разочарование: торговый центр представляет собой остров в море окружающих его песков, за которыми кварталы архитектурных жемчужин едва просматривались. Но во всём можно найти положительные элементы. Пожалуй, я никогда не был в таком роскошном торговом дворце. Два высоченных яруса сверкающих драгоценностями разного рода магазинов не только невозможно обойти, но и обозреть в этом километровой длины сооружении с десятками эскалаторов, холлами, ресторанами и даже мечетью. А какой калейдоскоп лиц, одежд, оттенков кожи, сочетаний возрастов и пола покупателей! Четыре - пять километров песчаных барханов вокруг – тоже неплохая разминка под ласковым солнцем. Остаток дня по возвращении вновь отданы морю и окрестностям.

Новые друзья в торговом центре

И наступил день третий. На следующий день в 8 утра появляется милая Ирина, и мы в ходе активного диалога выбираем два маршрута: пустынное сафари прямо сегодня с 15 часов и к Индийскому океану с выходом в море в Омане.

Мы мчимся в центр Шарджи и там подсаживаем компанию из четырёх человек. После этого наш путь лежит в восточном направлении. Скоро город остаётся позади, а вокруг ослепительно блестит на солнце раскалённая песчаная пустыня. И опять напрашивается хвала эмиратским дорогам. Безукоризненное качество, две полосы в каждом направлении, разделительный барьер, чёткая разметка, внятная информация и непрерывный сетчатый забор с обеих сторон для исключения выхода верблюдов на шоссе.

Через час оазисом возникает небольшой торговый комплекс, где в шинах нашей машины снижают давление (по рыхлому песку это увеличивает площадь сцепления протектора с поверхностью и уменьшает «зарывание» колеса), мы вливаемся в колонну из семи аналогичных машин и уходим от цивилизации в раскинувшиеся до горизонта барханы. И здесь начинается то, из-за чего поездка получила своё название «пустынное сафари». Машина то круто взлетает на вершину бархана, то так же круто пикирует вниз, то с предельным креном мчится вдоль склона песчаной стены. Впечатление усиливается паническим визгом сидящих сзади.

Открывается обширная сравнительно ровная впадина между гор, где машины выстраиваются в ряд, а пассажиры имеют возможность перевести дух, босиком подняться на склон и даже на пик ближайшей горы и сделать фотографии на память.

Пустынное сафари

Завтрак, пляж, окрестности и в 14:40 звонок от Ирины: «За Вами приехали». Огромный, на голову выше меня, в национальном белом одеянии («кандура» плюс «гутра») Абдулл – водитель белой полноприводной «Тойоты» – знает несколько русских слов, хорошо говорит по-английски. Ирина, как договорились, сажает меня впереди, рядом с Абдуллом, что, как выяснится спустя два часа, не лишено смысла. 

Опять бешеная гонка по барханам, мы возвращаемся к посёлку, в шинах восстанавливается давление, и колонна машин продолжает путь по шоссе, съезжает на гравийную дорогу и упирается в ворота своеобразного набора шатров, палаток и строений, именуемого «бедуинской деревней». Вода, напитки (не алкогольные, Боже упаси!), даже кальян, катание на верблюдах  и другие удовольствия. Нас рассаживают на подушки за низкие столы среди ковров, до отвала кормят по технологии «шведского стола», развлекают плясками и огненным шоу. И над всем этим полная луна в зените и звёзды размером с яблоко. Глубокой ночью приезжаем восвояси. Завтра обзорная экскурсия в Дубай.

На бархане.  Тепло (+ 34°) и светло

И наступил день четвёртый. Эмират Дубай занимает второе место среди эмиратов (после Абу-Даби) по площади (4114 км²) и первое место по населению – более 2 млн человек, из которых, правда, коренных жителей, граждан, менее 15%. Поэтому эмир Дубая является главой правительства и вице-президентом ОАЭ, правой рукой президента Эмиратов, которым является эмир крупнейшего эмирата Абу-Даби. Ключевая роль эмирата Абу-Даби, наиболее богатого из эмиратов, во многом связана с тем, что административное устройство ОАЭ опирается на право каждого эмирата распоряжаться запасами углеводородов на своей территории. Таким образом, фактически, в соответствии с запасами нефти распределяется влияние тех или иных эмиратов в определении общей политики страны.

Город Дубай – крупнейший  город в эмиратах, важнейший торговый, портовый и финансовый центр ОАЭ. Его называют восьмым чудом света, что определяется не только градостроительными достоинствами, но и тем, что возраст этого чуда – всего 40 лет.

У меня не хватит слов, чтобы описать всё подробно, скажу только, что, побывав в трёх десятках стран, я не видел ничего даже достойного сравнения с тем, что открывается глазам туриста здесь. Проспекты, торговые гиганты, насыпные острова и целые семейства таких островов, сверху выглядящих как ветви пальм с небоскрёбами на рукотворных основаниях…

Может быть, надо упомянуть две ключевые, знаковые достопримечательности.

Это отель-парус Бурдж–эль-Араб на искусственном острове

и самое высокое (828 метров) в мире здание Бурдж-Халифа.

Дом-парус в Дубае

В Доме-парусе высотой 321 метр 250 номеров площадью до 700 м2, шесть ресторанов, теннисный корт, вертолётная площадка, два бассейна, песчаный пляж (всё это наверху, вровень с крышей). Поверхности, покрытые золотом, исчисляются тысячами квадратных метров. Это один из самых роскошных отелей в мире.

В Бурдж-Халифа 160 жилых этажей, на 123 и 124 этажах расположены вестибюль и смотровая площадка соответственно, высота смотровой площадки от основания составляет 555 метров. Лифты, поднимающие посетителей на смотровую площадку, тоже мировые рекордсмены. Они двухэтажные, вмещают сразу 42 человека и несутся вверх со скоростью до 18 м/сек. На 39 нижних этажах расположен отель. Выше – до 108-го этажа располагаются роскошные апартаменты, этажи до 154-го – это офисы и корпоративные люксы. На 125-м этаже работает самый «высотный» в мире ресторан «Атмосфера», на 158-м – мечеть.

При таком размахе можно себе позволить и настоящую снежную трассу для слалома в торговом центре.

За 2016 год эти творения посетили 14 млн туристов.

Ситицентр

И наступил день пятый.

Для туристов в эмиратах есть способ составить представление о Шардже и Аджмане с высоты двухэтажного автобуса с открытым верхом, который совершает свои круги по строгому расписанию с 9 часов утра до 10 часов вечера. Понять, что видно по сторонам, помогает аудиогид. Наушники, схему маршрута и расписание водитель выдаёт турист при входе в автобус. Билет на этот автобус мне подарила Ирина. Там, где предполагаются интересные достопримечательности, выходишь, и в твоём распоряжении время, как минимум, до следующего автобуса.

Шарджа – единственный эмират, омываемый водами и Персидского, и Оманского заливов. Его территория 2600 км2, население – 900 тысяч человек. Как и другие эмираты, Шарджа – конституционная монархия, отцом и главой эмирата является 90-летний шейх д-р Султан бин Мухаммад аль-Касими.

На шельфе эмирата добывается нефть, есть месторождения газа. Есть движение и в сторону самообеспечения продукцией сельского хозяйства. Появились фермы, выращивающие лук, помидоры, огурцы, манго.

В 1998 году эмират Шарджа был признан ЮНЕСКО культурной столицей Аравии. Для этого есть все основания. Два десятка музеев, университетский комплекс, «территория науки», монумент «Коран» на Площади Культуры – символ ислама,

600 мечетей, в том числе мечеть короля Фейсала на 3000 человек. А ещё гигантский круглосуточно пульсирующий порт, в котором мощная электростанция на газе, обеспечивающая энергией эмират; опреснительный завод, поставляющий населению воду в водопровод; аквариум, парк пустыни и Центр дикой природы Аравии, колесо обозрения, торговый центр из двух длинных двухъярусных комплексов, называемых «паровозики» и многое другое.

Шарджа – около «паровозиков»

Кстати о воде. Нетрудно догадаться, что природная пресная вода на этой территории в дефиците. Мыться опреснённой водой можно, многие даже используют её после кипячения для приготовления пищи. И всё-таки предпочтительна для потребления бутилированная питьевая вода, доставляемая с гор Хаджар. Но много воды требуется ещё для озеленённых территорий, пальм, парков. Идеально стриженные газоны, цветники, деревья появляются и радуют взор там, где предварительно прокладываются шланги с отверстиями, обеспечивающие по израильской технологии капельный полив. Эта вода берется на выходе очистных сооружений, куда она поступает из городской канализации. Кругооборот!

Коснувшись религии, нельзя не сказать о православном приходе РПЦ Святого апостола Филиппа вместимостью 1500 человек с культурно-просветительским центром. Первый камень в основание храма заложил в 2010 году  патриарх Кирилл. Голубые купола храма издалека видны с трассы экскурсионного автобуса.

И наступил день шестой. В этот день нам предстоит, преодолев 165 км, достигнуть побережья Индийского океана. Первые 50 минут потребовалось только на выезд за городскую черту. Далее – идеальные дороги, по сторонам которых, кроме непрерывных заборов, точечно просматриваются редкие кустики и деревья (очередное чудо в этой пустыне),  рыжие, реже белые или чёрные верблюды (диких верблюдов в Аравии нет), ещё более редкие фермы, АЗС, малые поселения, торговые заведения.

В 20 км от города справа просматривается зелёный оазис. Это главная резиденция шейха Шарджи, провозглашающего, что, следуя традициям предков, он живёт как бедуин.

О верблюдах. В пустыне есть фермы, где их содержат, кормят, поят, главным образом, из-за молока. Оно необычно по составу: лишено казеина, вызывающего аллергию, наиболее близко по свойствам к грудному женскому молоку. Верблюдица даёт в сутки от 2 до 8 литров молока. Шестимесячный верблюд стОит 2 тысячи долларов. Азартные люди выводят, содержат, покупают гоночных верблюдов, цена которых исчисляется миллионами долларов. Утром хозяин открывает ворота фермы, и верблюды уходят «в свободное плавание». Вечером сами возвращаются на ферму.

Впереди вырисовываются и всё чётче поднимаются горы. Это хребет Джебель Хаджар, который нам предстоит пересечь. Вершины его здесь поднимаются до 1500 метров. И роль его не только как элемента пейзажа.

Сначала о его давнем геологическом происхождении. Сто миллионов лет назад Аравийский полуостров был отделен от Индоевропейского континента океанским простором в несколько раз шире, чем нынешний Персидский залив. Потом массивы начали сближаться, сминая земную кору, образующую дно океана. Так появился этот край Аравии. В конце концов горы обессилели и застыли, создав причудливый лабиринт извилистых ущелий, заливов и бухт. Геологи тщательно изучают горы, справедливо считая, что работают на дне океана, да ещё в далёком прошлом.

Но это, можно сказать, лирика. Важнее экономика. Здесь построено 22 родниковых завода, поднимающих, фильтрующих и бутилирующих чистейшую минеральную воду, которую караваны грузовиков развозят по эмиратам. А другие караваны по отдельной дороге везут к стройкам и рукотворным островам камень, ложащийся в основания сооружений и дорог.

Мы останавливаемся на высоте 800 метров над уровнем моря в небольшом расширении горной долины, занятом по обеим сторонам дороги богатейшим восточным базаром. Товары здесь из Ирана, Пакистана, Кении – всех производителей не перечислишь. Фрукты, овощи, топливо, стройматериалы, семена, саженцы, рассада, ковры, изделия мастеров-умельцев. Настойчивые продавцы зазывают, рекламируют товар, предлагают попробовать. Многие мои попутчики значительно утяжелили свою ручную кладь.

Рынок в горах Хаджар

Но вот горы расступились, впереди сверкнула гладь океана.

Сначала въезжаем на  территорию эмирата Фуджейра, но приближается граница соседнего государства Оман. Под колёсами нашего автобуса Мусандам - необычный полуостров площадью около 3000 км2, отделенный от основной площади Омана многокилометровой полосой земель, принадлежащих Объединенным Арабским Эмиратам. Мусандам – необычное место, здесь повсюду два горизонта: горы и море. Территория Мусандама полностью покрыта горами, являющимися северной оконечностью хребта Джебель Хаджар.

Достаточно либеральный паспортный контроль на границе, ещё несколько километров, и мы в порту, где теснятся рыболовецкие и прогулочные суда, катера и моторные лодки.

Наконец, мы на двухпалубном кораблике, который доставит нас в бухту с пляжем. Пассажиры располагаются по вкусам, здоровью и интересам. Кто на нижней затененной палубе, устланной ковром, кто наверху, но и там часть лежаков находится под тентом, а часть – под солнцем. Здравствуй, Индийский океан! Ветерок играет одеждой, качка не даёт перемещаться по прямой. Напитки, в том числе чай и кофе, и фрукты в неограниченном количестве пользуются популярностью.

В Индийском океане

Около часа кораблик идёт вдоль практически вертикальной скальной стены, пока в ней не обнаруживается понижение, за которым открывается живописная бухта. 

Судно бросает якорь, а мы, прихватив ласты и маски, на моторках перемещаемся на пляж. Вода прозрачная и тёплая. К сожалению, подводная жизнь здесь несравненно беднее, чем в Хургаде или Эйлате, но посмотреть есть на что.

По возвращении на корабль нас ждёт обильный обед, выход в открытое море и рыбалка. Но настоящий обильный улов – от креветок до трёхметровых акул – нам  показали на причале, куда мы вернулись к вечеру.

Добыча рыбаков в Омане

 

И наступил день седьмой и последний на этой земле.

Накануне на reception появились извещения о переносе времени вылета самолётов. Мой рейс назначили в 14:35. С учётом возможных пробок на дорогах выезд здесь назначают за 5 часов до вылета, в случае моего, московского рейса это 9:40. Практически проверено: до этого времени можно спокойно позавтракать и сделать прощальный заплыв в море.

Далее всё было по плану и без осложнений...